Радио Родезия (radio_rhodesia) wrote,
Радио Родезия
radio_rhodesia

Categories:

Узкоколейная железная дорога Егорьевского хлопчатобумажного комбината

Что-то сегодня решил вспомнить бурную молодость и влез на некоторые старые ресурсы по узкоколейным железным дорогам. Увиденное, честно говоря, расстроило. Раздел "ЭМБ" на сайте "Паровоз ИС" полетел год назад из-за сбоя сервера, сейчас его пытаются реанимировать. Древний как говно мамонта сайт известного городского сумасшедшего/хикки/энтузиаста (нужное подчеркнуть) С. Болашенко переехал и по уровню развития остался таким же древним. Полудохлые сайты иных энтузиастов сдохли окончательно. Куча фотохостингов тоже ушла в мир иной. Согласитесь, подобная картина на когда-то интересном тебе информационном поле огорчает. Поэтому решил я тряхнуть стариной и написать что-нибудь про УЖД. "Жертвой" моего решения стала лет десять как закрытая и разобранная узкоколейная железная дорога Егорьевского хлопчатобумажного комбината.

Главный корпус Егорьевского ХБК и река Гуслица. УЖД шла перед зданием по берегу реки и заворачивала влево за корпус

Эта узкоколейка на протяжении последних десятилетий своей работы соединяла две территории комбината, расположенные в разных частях города Егорьевска. Главная линия пролегала вдоль левого берега реки Гуслица. Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 3 километров.


Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1922 год. Узкоколейная железная дорога соединила территорию хлопчатобумажной фабрики, которой после революции 1917 года было присвоено название "Вождь Пролетариата", с торфомассивом, расположенным в 20 километрах к северо-востоку от города Егорьевска. На торфомассиве был построен посёлок торфодобытчиков, также получивший название Вождь Пролетариата (в 2000 году он был переименован в Верейку).


Чем же вообще выделяется УЖД Егорьевского комбината из массива таких же промышленных, забытых и закрытых узкоколеек? Дело в том, что в 1930-х годах была построена линия от посёлка Вождь Пролетариата до окрестностей города Шатура. С момента её открытия появилась возможность сквозного движения по направлению Егорьевск - Шатура. Узкоколейная железная дорога стала частью единой Шатурско-Ореховской сети узкоколейных железных дорог - огромного промышленного "паука", оплетавшего огромный регион на востоке Подмосковья. Общая длина узкоколеек, построенных здесь для добычи торфа достигла более 285 километров, что по меркам УЖД очень много. По маршруту Егорьевск - Шатура регулярно курсировали пассажирские поезда. После закрытия и ликвидации ветки возможность сквозного проезда из Егорьевска в Шатуру исчезла, теперь пассажирам приходится делать большой крюк через станцию Куровская:


По линии ходил поезд из 4-5 вагонов (от Егорьевска до Шатуры поезд шёл около 3 часов). Эта линия ещё действовала была закрыта и разобрана в начале 1970-х годов, узкоколейки Егорьевского ХКБ и Шатурского транспортного управления вернулись к своему изначальному состоянию двух невзаимосвязанных транспортных линий.
После ликвидации линии Егорьевск — Шатура узкоколейная железная дорога Егорьевского хлопчатобумажного комбината стала небольшой промышленной дорогой. Она имела важное значение в технологическом процессе — без узкоколейной железной дороги работа комбината, отделения которого находились в разных районах Егорьевска, была бы невозможна.

Фактическое расположение УЖД

Примерно на половине своей протяжённости линия узкоколейной железной дороги пролегала за оградой комбината. Доступ на территорию комбината — только по пропускам. Остальные полтора километра пролегали почти по центру города.


Фотографии Д. Фокина, 18.03.2004

Узкоколейная железная дорога на протяжении последних десятилетий выполняла лишь межцеховые грузовые перевозки. Главным образом, по ней перевозился хлопок из меланжевого цеха (на северной территории комбината) в ткацкий цех (южная территория). Состояние пути на комбинате в последнее время было ужасное. Лёгкие рельсы Р24 чередовались с тяжёлыми Р43. Имелось множество негабаритных мест. Кривые были "собраны" из прямых рельсов (что, впрочем, типично для большинства УЖД). Депо находится на закрытой территории меланжевого цеха. Хлопок перевозили в крытых вагонах от меланжевого цеха к ткацкому. Поезд ходил в 14.30 предположительно только по рабочим дням. Скорость не превышала 10 км/ч




Фотографии Д. Фокина, 18.03.2004

Депо находится рядом с меланжевым цехом, на северной территории комбината. По состоянию на 2003 год, в нём имелись тепловозы ТУ7-2557, ТУ7А-3272, мотовоз ЭСУ3А, значительно переделанный мотовоз МД54-4. Использовались деревянные крытые вагоны, а также платформы.


Фотографии Д. Мосейчука, март 2004 года

В 2004 году комбинат отказался от грузовых перевозок по узкой колее. Все перевозки стали осуществляться автомобилями. Дата официального закрытия узкоколейной железной дороги — 1 июля 2004 года. К ноябрю 2004 г. полностью разобрана и выставлена на продажу за 3 млн. рублей

Фотографии Д. Мосейчука, октябрь 2004 года

Летом-осенью 2004 года узкоколейная железная дорога была разрушена к большому сожалению многих поклонников такого вида транспорта: существует очень немного городов, имеющих подобную узкоколейную железную дорогу. Егорьевск мог бы приобрести интересный аттракцион для туристов, но не срослось.

А что подвижный состав дороги? По состоянию на май 2006 года, на полуразгромленной северной территории комбината оставались небольшие фрагменты путей. В депо находились тепловозы ТУ7-2557 и ТУ7А-3272.
Имевшийся ранее мотовоз ЭСУ3А-006 в апреле 2006 года был продан и отправлен на узкоколейную железную дорогу Берёзовского торфопредприятия, расположенную в Брестской области Республики Беларусь. Мотовоз МД54-4 был порезан в 2005 году (по другим данным — в 2004 году).
Летом 2006 года тепловозы ТУ7-2557 и ТУ7А-3272 были отправлены на узкоколейную железную дорогу завода "Капролактам", находящуюся в городе Дзержинске Нижегородской области.

Фотографии А. Светлова от 12.06.2003

Путь УЖД между северной территорией комбината и переездом с ул. Профсоюзная


Переезд с ул. Профсоюзная


Путь в зарослях


Путь около моста


Крутой поворот


Южная территория Егорьевского ХБК


Временный переезд у ворот южной территории комбината

Фотографии С. Болашенко, февраль 2003 года:

Главная линия узкоколейной железной дороги на северной территории комбината.
Вид сквозь входные ворота



Главная линия узкоколейной железной дороги. Вид от того же места (входных ворот) в обратную сторону


Немногим дальше. Впереди - переезд (улица Профсоюзная)


Переезд (улица Профсоюзная). Вид с другой стороны


У "нижней" плотины на реке Гуслица


Главная линия узкоколейной железной дороги в том же месте. Вид в сторону северной территории комбината


Немногим далее, вид в противоположном направлении (в сторону южной территории комбината). Слева - пруд (запруженная река Гуслица)


Узкоколейная железная дорога на южной территории комбината. Снимок сделан сквозь щель в бетонном заборе. По другую сторону этого забора расположен "верхний" пруд на реке Гуслица


Крайняя южная точка узкоколейной железной дороги - тупик, находящийся вне территории комбината, на общедоступной территории. Справа - забор территории грузового
двора станции Егорьевск



Вид в обратную сторону. Второй "общедоступный" участок узкоколейной железной дороги - весьма короткий. Линия входит на закрытую территорию


Вид за воротами

Фотографии С. Болашенко, 24 сентября 2004 года:

Вагоны на северной территории комбината. Вид от проходной


Разобранная линия узкоколейной железной дороги вблизи школы, между северной территорией комбината и улицей Профсоюзная




Переезд (улица Профсоюзная). Вид в восточном направлении. Рельсы на переезде ещё не сняты


Южная территория


Путь на берегу пруда


Линия на переезде


Вид из ворот южной территории комбината.


Здание бывшего вокзала Егорьевск I (широкая колея). Егорьевск I — тупиковая
станция, бывший конечный пункт линии Воскресенск — Егорьевск, открытой
в 1870 году. Ныне единственной пассажирской станцией в городе является
станция Егорьевск II (транзитная)


Фотографии С. Болашенко, 11 мая 2006 года:































Tags: Замкадье, железная дорога, история, старина, техника, технологии, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Памятник затопленным кораблям

    Наконец-то я нашёл в закромах фотографии установленного на берегу Донузлава знака в память БПК "Очаков" и водолазных судов ВМ-232, 413 и 416,…

  • Доброе утро, катары

    "Магр является анархистом, индивидуалистом, садистом, опийным наркоманом. В нем есть все пороки, но он очень большой писатель. Вы должны прочитать…

  • Пляска ада

    После того, как "дипломированный юрист" Любовь Соболь сходила в церковь (хайпа ради и административки - ибо эта бешеная кикимора пучеглазая под…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments